Происхождение языка

Category: лингвистикаЯзыки мира

происхождение языка

происхождение языка

Существуют две главные теории или гипотезы о происхождении языка. Ни одна из них не может быть доказана, либо опровергнута в свете современных знаний.

1) Вера в божественное творение.  Исторически у многих народов существовало поверье, что язык – это божественный дар.  Наиболее известное утверждение мы находим в Книге Бытия 2:20, где рассказывается о том, как Адам давал названия всем божьим тварям.  Эта теория наводит на мысль о том, что люди с самого начала были созданы с врожденной способностью к языку. 

Нельзя доказать, что язык существует столько же, сколько и само человечество, но определенно верно, что язык и человеческое общество неотделимы. Где бы ни существовал человек, с ним всегда был язык.  У каждого человеческого племени есть язык, сравнимый с английским, латинским, или греческим по выразительной возможности и грамматической сложности.  Технологии могут быть сложными или простыми, но язык всегда сложный. Чарльз Дарвин заметил этот факт, когда утверждал, что если уж это касается языка, то «Шекспир идет рука об руку с македонским пастухом, а Платон — с дикарем из Ассама». Вероятно, что языки, на которых говорили люди доисторической эпохи, обладают более сложной грамматической структурой, чем современные языки (например: в английском языке около 7 временных форм и 3 рода существительных; в языке кивунжо, одном из языков банту, на котором говорят в предгорьях горы Килиманджаро, 14 времен и около 20 классов существительных). Не существует примитивных языков, и никогда не существовало в прошлом, насколько это известно – даже среди самых удаленных племен охотников-собирателей каменного века.

Тем не менее, невозможно таким образом автоматически получить доказательство того, что первые люди изобрели продуктивный язык. Также невозможно опровергнуть теорию о том, что когда-то на заре появления Homo sapiens могли существовать и примитивные языки.

2) Теория естественной эволюции. На некотором этапе своего эволюционного развития, мозг человека стал более сложным, что привело к изобретению языка и к возможности обучения. Другими словами, на этом этапе люди придумали механизм овладения языком.  Простые звуки и жесты, которые были унаследованы от наших предков-приматов, дали начало системе образования языка – возможно в течение одного-двух поколений. Согласно теории естественного развития, коль скоро человечество раскрыло бы биологическую, или неврологическую способность порождать язык, культурное развитие некоторых биологических форм на следующем этапе стало бы неизбежным.

Эта теория также не может быть доказана.  Обнаруженные на сегодняшний день археологические свидетельства указывают на то, что современный человек, Homo sapiens, появился 150 000 лет назад. К 30 000 г. до н.э. из всех видов человекоподобных существ остался вид Homo sapiens.  Можно ли объяснить это преимущество перед другими видами наличием коммуникативных навыков? Люди, которые могли говорить, могли учить, планировать, организовывать и передавать больше информации. Это могло бы дать им непревзойденное преимущество перед другими представителями семейства гоминид, которые не имели навыков речи. Конечно, никто не знает, была ли речь у таких человекоподобных существ как Homo erectus и Homo neanderthalis.  Этого нельзя отрицать. В любом случае, Homo sapiens, «человека разумного» следовало бы назвать Homo loquens, «человек говорящий», потому как язык и человек всегда были вместе, в отличие от разума.

Теории изобретения языка. Переходим к следующему вопросу, если человечество приобрело способность к языку,

как возникли языки

Ной строит ковчег

который был дан Богом, либо появился в результате эволюции, тогда как же был придуман первый язык? Есть несколько гипотез насчет того, как люди могли сознательно придумать язык на основе более примитивной системы коммуникации представителей семейства гоминидов. Каждая теория оперирует мыслью, что изобретение языка и его постепенное совершенствование служили  непрерывным побуждением к дополнительному умственному развитию человека. Ни одна из этих теорий не является преобладающей, и большинство лингвистов сходятся во мнении, что происхождение языка по-прежнему остается загадкой.  Но находчивые, саркастические названия, которые дали этим теориям их критики, доказывают, что даже лингвисты могут быть временами изобретательными.

Во-первых, существует четыре теории подражания, согласно которым язык появился благодаря подражанию каким-то природным звукам или движениям:

1) Теория «динь-дон».  Язык появился тогда, когда люди начали называть предметы, действия и явления по тому, с каким звуком они ассоциировались в реальной жизни. Эта теория утверждает, что первые слова людей представляли собой своеобразные словесные иконки, знаки, чья форма представляла точное отражение его значения: грохот стало словом означающим гром, гул, звук взрыва.  Некоторые слова в языке, очевидно, произошли от имитации природных звуков, с которыми ассоциировали некоторые предметы: в индейском языке чинук есть слово, означающее сердце — tun-tun, в языке басков слово «нож» звучит как: ai-ai (ай-ай).  Каждое из этих изобразительных слов происходило от указателя, знака, чья форма естественно связана с его значением в текущем пространстве и времени.

Проблема правдоподобности этой теории в том, что так называемая ономатопия (звукоподражание, акустическая иконичность) – касается лишь узкой части словаря любого языка; подражательные звуки отличаются в разных языках: так в русском языке слово бабах соответствует английскому bang, бух — английскому thud.  Даже если ономатопия послужила созданию первых десяти слов, то откуда появились тысячи других названий, понятий таких как камень, солнце, небо или любовь?

2) Теория «пух-пух» считает, что первые слова  произошли от непроизвольных восклицаний, выражающих неприязнь, чувство голода, боли, или радости, что и привело в конце-концов к выражению более развитых понятий и чувств.  В этом случае первое слово должно было быть непроизвольным ха-ха-ха, ва-ва-ва. Затем они стали использоваться для названий действий, которые порождали эти звуки.

Проблема этой теории в том, что, опять же, эмоциональные восклицания составляют очень малую часть словаря любого языка. Такие слова очень специфичны. Например, для выражения внезапной боли или дискомфорта: в английском говорят: ouch; в русском ой; в языке чероки eee.  Таким образом, восклицания более чем какие-либо другие слова отражают фонологию каждого отдельного языка.  В отличие от звуков чихания, плача, кашля, смеха, которые представляют собой врожденные реакции человека на раздражители, форма восклицаний зависит от языка, нежели предшествует языку. Также, восклицания, как и большинство других слов, являются символами, что указывает на частичную произвольную зависимость между звуком и значением.

3) Теория «бау-вау (гав-гав)» (самая известная и поэтому самая смешная теория) утверждает, что словарь появился в результате подражания звукам животных, как то: мычание, гавканье, шипение, мяуканье, кряканье.  Другими словами, первые слова человека были своего рода признаком, чья форма естественным образом связана с его значением во времени и пространстве.

Но опять же, ономатопия – это лишь ограниченная часть словаря любого языка. Лингвистическая передача звуков животных значительно отличается от языка к языку, хотя некоторые виды животных повсюду произносят похожий звук:

a) Собака: гав-гав; в китайском:wu-wu; яп.wan-wan; англ. bow-wow

b) Кошка: мяу; англ. meow, кит.-mao, яп.nya-nya  мурлыканье во французском: ron ron.

c) Свинья: хрю-хрю; англ. oink-oink; кит.-oh-ee-oh-ee;  яп. bu-bu.

d) петух: ку-ка-реку; яп. kokekoko

e) сова: ух; чероки goo-ku; испанск., японск.— нет специального звука

Таким образом,  человеческое толкование животных звуков зависит от конкретного языка, и кажется невероятным, чтобы словарь мог полностью возникнуть из этих звуков.

4) Еще одна не менее причудливая теория – теория «та-та».  Чарльз Дарвин предположил (хотя сам он скептически относился к своей собственной теории), что речь могла возникнуть  в результате устной пантомимы: органы речи использовались для имитации жестов рук.  Другими словами, язык появился из жестов, имитируемых органами речи – первые слова были словесными изображениями жестов.

Очень может быть, что человеческий язык, который сегодня преимущественно состоит из слов, берет свое начало от системы звуков: другие приматы используют жесты в качестве неотъемлемой части коммуникации, поэтому вероятно, что коммуникация между людьми могла возникнуть подобным образом. Тем не менее, жесты людей так же, как и звукоподражательные слова, отличаются от культуры к культуре. Например английский жест скрещивания двух пальцев означает пожелание удачи, а в русской культуре это “фига”; кивание головой означает в русском языке “да”, в турецком и болгарском “нет”; постукивание по дереву и  сплевывание через левое плечо три раза тоже отличаются от языка к языку.

Вторая серия гипотез о происхождении языка утверждает, что язык появился  как реакция на острую необходимость в общении.  Вот некоторые гипотезы о необходимости возникновения языка:

1) Теория предупредительных сигналов.  язык мог появиться из предупреждающих знаков, вроде тех, что используются животными.  Возможно вначале это были просто предупреждающие сигналы в значении: Берегись! Бежим! или  Помогите! для предостережения товарищей, когда видели приближающееся животное. Другие слова могли появиться на основе указаний во время охоты, или работы. Другими словами, первые слова были своего рода индексами, применяемыми в повседневной жизни и ситуациях.

2) Теория непроизвольных выкриков.  Язык появился благодаря совместным усилиям людей.

Самый первый язык был призван отражать коллективные усилия, касалось ли это необходимости заблокировать выход из пещеры большим камнем для защиты от хищников, или это были повторяющиеся воинственные кличи.

И почти наверняка первые поэтические произведения и песни были посвящены этим аспектам жизни людей.  Эти песни до сих пор живы в памяти народов: песни волжских гребляков, военные марши, песня семи гномов.

Платон также был убежден, что язык появился из-за элементарной необходимости в коммуникации.  Как говорится: нужда всему научит. Центр мозга, отвечающий за речь и за координацию действий правой руки находится в левом полушарии. Возможно, это ключ к объяснению того, почему такие явления как праворукость и необходимость в общении прогрессировали вместе.

3) Еще более яркая теория среди всех — это теория обмана.  Эдгар Г.Стёртевант утверждал, что поскольку все действительные побуждения или эмоции выражаются непроизвольно жестами, взглядом или звуками, произвольная коммуникация должна была быть направлена на выражение лжи или обмана. Он предположил, что  необходимость в обмане и лжи — использовать язык в противоположность реальности для личной выгоды — было обусловлено социальной ситуацией, которая способствовала возникновению языка.

Какие-либо научные тесты по оценке этих теорий отсутствуют.  Все они кажутся надуманными. Именно поэтому в конце 19 века Лондонское королевское лингвистическое общество запретило дискуссии и споры на тему о происхождении языка из-за  того, что ни один из аргументов не имеет научной основы и что в поисках ответа на этот вопрос тратится впустую бесконечно много времени.  Попытки объяснить происхождение языка уже не воспринимаются сегодня всерьез. Недавно  американская комедийная актриса Лили Томлин заявила о своей собственной теории о происхождении языка: она провозгласила, что мужчины изобрели язык, чтобы жаловаться.

Каждая из теорий подражания могла бы объяснить, как возникли определенные отдельные слова языка. Очень немногие слова человеческого языка являются вербальными иконками.  Многие из них являются символами, указывающими на произвольное отношение звучания и значения. (Например: слово дерево в разных языках: испанский árbol; французский arbre; словакский strom; грузинский he; кетский oks; эстонский puu; немецкий Baum; английский tree; латышский koks; гавайский lä’au)

Каждая из теорий о необходимости возникновения языка могла бы объяснить как непроизвольные звуки, произносимые  по нужде в определенном контексте, стали обозначать объекты даже вне контекста.  Тем не менее, широкое использование естественных указателей не  объясняет того, как появилась грамматика — модели в языке, имеющие определенные  структурные функции, но не имеющие значений. Созидательный и порождающий аспекты языка, которые мы называем грамматикой — это наиболее уникальная его черта. Откуда возникла грамматика? Ничто не указывает на грамматику (модели с определенными функциями, но без значения) в системах коммуникации животных.

В отдельных случаях можно увидеть, что грамматические модели появились на основе лексических комбинаций (на примере английского языка):

a) суффикс -hood из древнеанглийского слова haeda= состояние.  childhood (детство), boyhood (отрочество), puppyhood (неопытность).

b) Продолжительность действия: от глагола to be (быть) + основной глагол I am working (я работаю) > I am at working (я на работе) — например как в песне: I’m at working on the railroad (я работаю на железной дороге).

Но это лишь единичные примеры. Как в языке появилась сложная система грамматики остается загадкой. Это означает, что полнейшей загадкой является и то, как появился язык.  Мы попросту не знаем, как мог язык на самом деле появиться из простой системы звуков и жестов животных.

Теории о разделении (разнообразии) языков

разделение языков

разделение языков

Независимо от того является ли язык божьим даром, возник ли он естественным путем, или это гениальное, сознательное изобретение человека, совершенное в определенный момент развития, существование языка — это неоспоримый факт.  А так как в настоящее время существует очень много разных языков, возникает другой вопрос: был ли изначально один язык или их было несколько?  Сегодня в мире около 5000 языков. Известно, что в прошлом, когда люди жили малыми общинами или племенами, а не в больших городах, их было гораздо больше.

Существует два традиционных мнения о появлении языкового разнообразия.

1) Самым древним считается верование в существовании когда-то единого праязыка.  Представление о существовании единого языка-предка известно сегодня как моногенез.  В иудо-христианской традиции разделение первого языка произошло в результате божьего вмешательства, как описано в истории о Вавилонской Башне в Книге Бытия. Существует похожая история у тольтеков, живших в доколумбийской Мексике, которые рассказывали о строении великой пирамиды Холула и расселении строителей после гнева бога. И подобные истории можно найти у многих народов мира.

Интересно заметить, что люди, которые верят в происхождение всех языков мира от одного языка-предка, имеют разные убеждения относительно того, какой язык был самым первым.

a) Филологи языка басков утверждают, что первым языком был язык басков.

b) Один немецкий филолог прошлого века считал, что немецкий был языком-предком, давшим начало всем остальным языкам. Другие европейские лингвисты присваивали этот статус греческому языку или санскриту.

c) Один шведский филолог заявлял, что в эдемском саду Господь говорил на шведском, Адам на датском, а Змей на французском.

2) Существует вторая теория о происхождении человека, и следовательно человеческого языка: теория параллельной эволюции. Эта теория гласит, что поскольку люди появились параллельно в нескольких местах, то у каждой группы людей был свой язык.  Теория множественного происхождения людей иногда называется теорией Канделябра.  Теория канделябра популярна в Восточной Азии и среди небольшого числа ученых на Западе.  Теория множественного происхождения языков известна также под названием полигенеза.  Каждый из первоначальных языков дал в свою очередь начало другим языкам. Основные языковые семьи сегодня предположительно указывают на существование этих праязыков.

3) Научный подход к моногенезу: Теория о праязыке.

Теории моногенеза не обязательно возникают на основе религиозных видений. Многие современные ученые придерживаются теории моногенеза, так называемой теории о праязыке. Эта теория гласит, что первоначальный язык, на котором говорила одна единственная группа людей (Homo sapiens) примерно 150 тыс.лет назад послужил основой для возникновения всех человеческих языков на земле, существующих сегодня. Поскольку люди осваивали новые континенты, изначальный праязык разделился на другие многочисленные языки.  Так как многие ученые убеждены, что первые люди, которые были похожи на современных людей, появились в Африке, то стало быть, теория происхождения праязыка тесно связана с теорией африканского происхождения человечества. В настоящий момент теория эволюционного моногенеза популярна среди группы лингвистов США.

Независимо от того, как появился язык, налицо тот факт, что на сегодняшний день в мире — около 5000 форм человеческой речи, которые непонятны друг другу. Также, многие формы радикально отличаются друг от друга по структуре — различия поверхностны, поскольку все до единого языки могут быть использованы творчески.

Языки различаются не по их креативному потенциалу, но скорее по уровню особых различий, реализуемых в каждом языке. Что в одном языке выражается емко и лаконично, в другом языке может быть выражено с помощью фразы (описания), примеры вида и эвиденциальности; а также слова, как например в языке суахили  mumagamagama — что означает “человек, который обычно теряет вещи” и русское слово “зайчик” —  “отражение солнечного луча от зеркала”. Лингвисты изучают то, как каждый конкретный язык выражает понятия. Такие межъязыковые сравнения относятся к области лингвистической науки под названием языковая типология.

      Если структурное разнообразие человеческих языков поверхностно, то почему так важна языковая типология? Почему так много лингвистов заняты изучением языкового многообразия?

1) Во-первых, для того, чтобы установить корни языка-предка (праязыка). Лингвисты, сравнивающие современные языки пробуют реконструировать древние языки — все это относится к сравнительной лингвистике.

2) Во-вторых, поскольку языки изменяются медленнее, чем социум и среда, в которой они существуют, в них содержатся различные признаки прошлой культуры. Для историков и антропологов, язык  — это своеобразное окно в прошлое: ursus/bear/ медведьtime/tide/время.  Начните изучать язык — любой язык — и вы узнаете много об истории людей, говорящих на этом языке. Вы также станете лучше понимать современную культуру носителей языка.  Область языковой науки, изучающая языки в этом культурном ракурсе, называется антропологической лингвистикой.

Помните ,что в противоположность теории лингвистического детерминизма — изучение языка не помогает прогнозировать будущее его носителей. Будущее народа случается независимо от структуры его языка, возможно лишь при малом его участии, но не наоборот.

автор: Эдвард Важда