ОБРАБОТКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

ХРАНЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА (ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ)

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ

БИБЛИОГРАФИЯ

Психолингвистика (психология языка) междисциплинарная когнитивная наука, изучающая процессы порождения и понимания речи в их функционировании, становлении и распаде. Эта наука опирается на идеи и результаты таких областей, как когнитивная психология, теоретическая лингвистика, фонетика, неврология, дискурс-анализ, информатика, семантика и образование. Особенно близко психолингвистика взаимодействует с когнитивной психологией, используя многие ее основные принципы и методы исследования.

психолингвистика
психолингвистика

В частности, эта наука изучает когнитивные процессы, лежащие в основе применения, хранения, и усвоения языка. Эмоциональные и контекстуальные факторы изучаются лишь постольку, поскольку они влияют на умственную деятельность. Несмотря на тот факт, что психолингвисты признают, что носители языка – это люди, имеющие самые разные лингвистические навыки и умения, их главная цель заключается в выявлении общих закономерностей поведения среди носителей языка. Эти закономерности могут отражать возможности и склонности человеческого мозга или условия обработки лингвистической информации.

Психолингвистика — относительно молодая наука. До начала 1960-х годов,  когда бихевиористский подход к изучению сознания потерял актуальность, она еще не считалась наукой. Тем не менее, интерес к исследуемым темам, можно увидеть и в восемнадцатом веке в виде дневников, описывающих языковое развитие у детей, и в девятнадцатом веке в виде исследований мозговых центров, отвечающих за язык, а также по интроспективным методам, разработанным в психологической лаборатории Вильгельма Вундта (которая была основана в 1879г.), и работам Фрэнсиса Гальтона по лексическим ассоциациям.

ОБРАБОТКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Специалисты, работающие в области обработки лингвистической информации, стремятся выявить процессы, зачастую практически автоматические, которые лежат в основе двух продуцирующих навыков (устная и письменная речь), и двух пассивных (аудирование и чтение). На этапе формирования мысли, рассматриваемые вопросы формирования речи включают макропланирование на уровне дискурса и локальное микропланирование в отношении порождаемого высказывания. В результате план приобретает языковую форму, которая хранится в так называемом психическом буфере в то время как происходит порождение высказывания.

Вопросы рассматривающие восприятие языка делятся на два этапа. При декодировании входной информации человек определяет единицы языка и соединяет мелкие из них в крупные.

В современных моделях слушатель или читатель пытается выявить как можно больше потенциальных соответствий на различных уровнях представления (звук, буква, слог, слово), в том числе используя внешнюю опорную информацию, такую как знание об окружающем мире или знания говорящего. Ранее были высказаны предположения о том, что эрудированные читатели и слушатели меньше тратят усилий на декодирование, опираясь лишь на контекстные подсказки. Однако, причина оказалась совсем в другом, а именно: в эффективном декодировании, при котором освобождается память, что позволяет читателю или слушателю уделять должное внимание содержанию более высокого уровня.

Состав содержания в значительной степени зависит от процесса интерпретации. Он требует от читателя или слушателя дополнять буквальное значение поступающей информации тем, что писатель или оратор, возможно, оставил невысказанным. Кроме того, человек принимает решение об относительной важности новой информации, добавляет его в представление содержания, построенного пока лишь в дискурсе, а также проверяет ее на соответствие.

Некоторые исследования обработки лингвистической информации основываются на данных наблюдений или интроспективных методах, таких как устный доклад. Тем не менее, наиболее достоверным является экспериментальный подход. Важное значение придается тем методам, которые отслеживают процессы в текущем режиме, другими словами, по мере того, как они происходят. Предпочтение отдается параметрическим данным в виде, например, времени реакции, необходимого для выполнения мелких задач, как то, отличить действительные слова от слов, лишенных смысла.

ХРАНЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Уже очень долгое время исследователей интересует вопрос о том каким образом мы храним словарный состав языка в нашем ментальном лексиконе. Лексическое вхождение слова определяет его устную и письменную формы, его класс, его значение, и то, каким образом оно участвует в образовании крупных языковых структур. Есть некая неопределенность в отношении того, имеют ли словообразовательные префиксы и суффиксы, такие как например не- или без- свои собственные вхождения. Современная теория представляет лексические вхождения взаимосвязанными в сознании человека, где гораздо более сильные связи возникают между теми единицами, которые часто встречаются совместно.

В последнее время стал уделяться интерес к тому, каким образом в нашем уме представлены звуки и грамматика. Согласно традиционным взглядам звуки хранятся в виде шаблонов или прототипов, которым могут соответствовать варианты звуков, в то время как грамматика принимает форму абстрактных, интериоризированых правил. Тем не менее, растущее число доказательств о невероятных способностях человеческого мозга дают право предположить, что человек может хранить и точно воспроизводить многие фрагменты речи, с которыми он сталкивается на протяжении всей жизни. Способность распознавать звуки, слова и даже грамматические формы, следовательно, происходит не результате обобщенных знаний, а в результате накопления миллионов примеров. При таком анализе, частота, с которой встречаются потоки звуков и слов, является важным фактором, помогающим человеку извлекать их из памяти, когда они необходимы. Это предположение подкрепляется доказательством, полученным в результате компьютерного моделирования на основе коннекционных принципов, которые показали (пока в ограниченном виде), что программа может составить набор грамматических правил и исключений, посредством обработки многочисленных примеров.

УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА (ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ)

Любое рассуждение об усвоении языка детьми, находится под влиянием давней дискуссии относительно того, что является ли язык врожденным и передается генетически (нативистская точка зрения), или же он усваивается полностью или в большей степени под влиянием языка взрослых (эмпиристическая точка зрения). Ранние комментарии американского лингвиста Ноама Хомского (р. 1928г.) о бедности стимула (речевые образцы, предлагаемые ребенку, не содержащие новой информации) были оспорены анализом речи обращенной к ребенку. Поэтому многие исследователи языка детей занимают нейтральную позицию или предлагают считать, что язык может быть частично врожденным явлением.

Исследования в этой области делятся на две большие традиции. Одна из них основана на теории Хомского и предполагает, что лингвистические описания грамматики соответствуют фактическим психическим процессам. Эта линия изучения направлена на поиск доказательств наличия в детской речи универсалий языка, общих значений «по умолчанию» для определенных характерных черт и настройки этих значений в соответствии с целевым языком.

Второй подход основан на данных, полученных в результате изучения примеров детского языка, с использованием аналитических инструментов общей лингвистики и анализа дискурса. Исследователи пришли к выводу о том, каким образом у ребенка развивается фонологическая система, хотя точная связь между слухом и воспроизведением произносимых слов остается неясной. Был изучен словарь в отношении тех слов, которые усваиваются в первую очередь и до момента, когда знания ребенка начинают расширяться. Особенно важным было исследование умения ребенка строить концептуальные категории, такие как цветок или птица из отдельных примеров этой категории. В результате исследования грамматики наблюдалось постепенное увеличение длины высказывания, сложности синтаксиса и выражаемых понятий.

Наиболее эффективный метод исследования процессов усвоения языка состоит из наблюдений языка в онтогенезе на основании дневников или записей. Одним из результатов стало создание крупной международной базы данных детского языка, известной как Система Обмена Данными о детском языке — CHILDES (Child Language Data Exchange System). Иногда исследователи прибегают к беседам с детьми, чтобы выявить конкретные языковые элементы. Были также разработаны экспериментальные методы, позволяющие исследователю проследить переключение внимания младенца и, таким образом, оценить способность ребенка различать разные сигналы.

Совсем иной аспект исследования усвоения языка — это овладение иностранным языком. Психолингвистическая теория создает основу для изучения как когнитивных процессов, которые приводят к приобретению знаний и умений на целевом языке, так и дополнительных когнитивных требований, возникающих в процессе усвоения незнакомой фонологии, лексики и синтаксиса. Понятие внимания, рабочей памяти и автоматизма оказались особенно полезными. Понимание степени владения вторым языком было улучшено благодаря изучению формирования речи на родном языке.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

В последние годы, во всех этих областях психолингвистики стал наблюдаться процесс применения технологических достижений, особенно это связано с появлением оборудования для нейровизуализации. Теперь ученые могут контролировать мозговую деятельность человека, когда он выполняет задачи по обработке речи. Цель: выяснить, какие участки мозга задействованы при этом и на каких этапах. С помощью нейровизуализации можно выявить участки  головного мозга, отвечающие за различные виды лингвистической информации. Можно даже проследить за процессами, происходящими в мозгу детей, не умеющих еще разговаривать.

Последние результаты нейролингвистических исследований опираются на давние традиции исследования языковых центров мозга человека, восходящие к девятнадцатому веку. Тогда предполагали, что у большинства людей участки, отвечающие за язык, находятся в левом полушарии, которые названы по имени исследователей Поля Брока (1824-1880гг) и Карла Вернике (1848-1905гг). Тем не менее, современные технологии показали, что правое полушарие также играет свою роль в обработке крупных моделей, таких как интонация и структура дискурса. Также стало известно, что язык распределен по всему мозгу, опираясь на массивные нейронные связи для быстрой передачи данных.

Язык становится предметом изучения многих других областей. Одни исследуют вопрос о том, является ли язык формой общения, свойственной лишь человеческим существам, другие изучают вопросы, связанные с эволюцией языка. И те и другие допускают возможность того, что язык обязан своим существованием уникальному строению человеческого мозга человека в дополнение к эволюции его речевого аппарата.

Стоит отметить также последнюю область, где необходим вклад психолингвистики в плане понимания причин нарушений языка, которые могут проявляться с раннего детства, или же появляться в результате несчастного случая или болезни. Психолингвисты ставят задачей изучить процессы, при которых появляется дислексия и дисграфия, симптомы афазии в результате болезни, и нарушение речи. Кроме неоценимого вклада в работу врачей, это исследование помогает пролить свет на нормальный процесс обработки лингвистической информации. Кроме того, работа по установлению отношений между языком и другими когнитивными навыками в условиях болезни, как например, синдром Дауна или при аутизме, дает представление о том, является ли язык частью общего познания или развивается независимо от него.

БИБЛИОГРАФИЯ

Aitchison, Jean. 1998. The Articulate Mammal: An Introduction to Psycholinguistics. 4th ed. London: Routledge.

Aitchison, Jean. 2003. Words in the Mind: An Introduction to the Mental Lexicon. 3rd ed. Malden, MA: Blackwell.

Brown, Colin M., and Peter Hagoort, eds. 1999. The Neurocognition of Language. Oxford: Oxford University Press.

Crystal, David, and Rosemary Varley. 1998. Introduction to Language Pathology. London: Whurr Publishers.

Deacon, Terrence W. 1997. The Symbolic Species: The Coevolution of Language and the Brain. New York: W.W. Norton.

Field, John. 2004. Psycholinguistics: The Key Concepts. London: Routledge.

Foster, Susan H. 1990. The Communicative Competence of Young Children: A Modular Approach. London; New York: Longman.

Harley, Trevor. 2001. The Psychology of Language: From Data to Theory. Hove, U.K.: Psychology Press.

Lust, Barbara C., and Claire Foley, eds. 2004. First Language Acquisition: The Essential Readings. Malden, MA: Blackwell.

Obler, Loraine K., and Kris Gjerlow. 1999. Language and the Brain. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press.

Автор: Джон Филд