Ряд индейских языков, на которых говорили во время переселения европейцев в Новый Свет в конце 15-го века, вымерли, но многие из них все еще используются сегодня. Классификация “Индейские языки” является географической, а не лингвистической, поскольку эти языки не принадлежат к одной языковой семье или группе, как, к примеру, индоевропейские или афроазиатские языки. Ни в одной другой части света нет такого разнообразия коренных языков, как в Западном полушарии. Поскольку число индейских языков очень велико, удобнее говорить о них в соответствии с тремя географическими областями: Северная Америка (за исключением Мексики), Мексика и Центральная Америка, Южная Америка и Вест-Индия.
Невозможно точно определить, сколько языков было в Новом Свете до прибытия европейцев или сколько людей говорили на этих языках. По мнению некоторых ученых, в Западном Полушарии во время первого европейского контакта проживало 40 миллионов человек, которые говорили на 1800 разных языках. Другое широко распространенная точка зрения предполагает, что во времена Колумба в Западном полушарии проживало более 15 миллионов человек, говорящих более чем на 2000 языках. Если рассматривать по географическим областям — на 300 самостоятельных языках говорили приблизительно 1,5 миллиона коренных американцев в Северной Мексики, на 300 различных языках, говорили приблизительно 5 миллионов в Мексике и Центральной Америке, и более 1400 различных языков были родными для 9 миллионов коренных американцев на Юге Америке и Вест-Индии.
К середине 20-го века в результате завоевания европейцами и их поселения в Западном полушарии, возможно, две трети из многочисленных индейских языков уже вымерли или были на грани вымирания, хотя другие продолжали развиваться. Только в наше время стали активно изучаться языки коренных народов. Некоторые авторитетные источники предполагают, что около половины языков коренных американцев в Северной Мексики исчезли. Менее чем 1000 человек разговаривают на каждом из более половины языков, которые сохранились: большинство носителей — двуязычны. Только несколько языков, таких как навахо и чероки, имеют более 50 000 носителей. Навахо, на котором говорят около 150 000 человек, является самым широко используемым коренным индейским языком в Соединенных Штатах. К концу 20-го века в США говорили на 175 индейских языках, но только 20 из них были широко известны, а на 55 из них говорили только старейшины племен. Остальные 100 языков находились где-то между этими крайностями. В Мексике и Центральной Америке, однако, проживает большое количество представителей коренных народов, говорящих на своих языках, таких как науатль (на которых говорит около 1,5 миллиона человек) и языки майя (около 4 миллионов человек). В Южной Америке сохранившаяся лингвистическая семья кечуа, имеющая самое большое количество носителей языка в Северной и Южной Америке, насчитывает около 12 миллионов носителей. Другой группой языков коренных южноамериканцев является тупи-гуарани — около 4 миллионов носителей.
Классификация
Языковая семья состоит из двух или более языков, которые отличаются друг от друга и все же связаны исторически тем, что все они происходят от одного языка предков, который либо известен, либо предположительно существовал ранее. Языки одной семьи тесно связаны в плане фонетики, грамматики и лексики. Попытки классифицировать коренные индейские языки в такие семьи сталкивались с различными препятствиями. Одним из таких препятствий является отсутствие письменных источников этих языков, за исключением языков ацтеков и майя. Даже там тексты сравнительно немногочисленны: испанские завоеватели уничтожили почти все тексты, которые они нашли. Другая проблема заключается в том, что большинство записей, представляющих какую-либо лингвистическую ценность были сделаны после 1850 года. Кроме того, в настоящее время очень мало подготовленных лиц, разбирающихся в коренных индейских языках и способных регистрировать данные, особенно в Мексике и Центральной и Южной Америках. Отсутствие учебников грамматики, переданных прошлыми поколениями либо в виду малого числа грамотных людей или уничтожения письменных текстов, еще больше затрудняло изучение языков коренных американцев. Поэтому ученые-лингвисты должны обратиться к коренным носителям, чтобы получить материал для анализа этих языков.
Коренные индейские языки не могут быть выделены как лингвистическая единица отдельно от других языков мира, но образуют несколько отдельных языковых групп, имеющих существенно отличную фонетику, словари и грамматику. Обычно местом происхождения коренных американцев считается Азия, хотя лингвистические исследования еще не установили какой-либо определенной связи между коренными американскими языками и языками Азии или других областей Восточного полушария. Некоторые ученые теоретически допускают связь между эскимосско-алеутской семьей и несколькими другими семьями или подсемьями (среди них алтайские, палеосибирские, финно-угорские и китайско-тибетские). Другие установили отношения между языками группы на-дене (к которой принадлежат навахо и апачи) и китайско-тибетским, к которым относится китайский, или между на-дене и енисейскими языками Центральной Сибири.
Характеристика
Наиболее изучены языки Америки и Северной Мексики, языки Мексики и Центральной Америки изучены в меньшей степени, а языки Южной Америки и Вест-Индии изучены меньше всего. Систематическое исследование показало, что коренные американские языки имеют высокую степень развития в части фонологии и грамматики, независимо от того, являются ли они языками ацтеков и инков, или эскимосов и пайутов. Среди коренных народов Америки существует большое разнообразие в плане фонологии и грамматики. Например, в языке гренландских эскимосов только 17 фонем, тогда как в навахском языке 47 фонем. Некоторые языки имеют назализованные гласные, как во французском. Во многих языках есть взрывной согласный. Некоторые индейские языки имеют силовое ударение, напоминающее ударение в английском языке, а в других языках ударение восходящее и ниспадающее, как в китайском. В остальных языках есть тоническое и обычное ударение.
Широко распространенным явлением в коренных американских языках является полисинтез. Полисинтетический язык — это такой язык, в котором несколько слов-элементов объединяются вместе, чтобы сформировать составное слово, которое функционирует как предложение в индоевропейских языках. Таким образом, предложение или фраза выражается одним длинным блоком слов, где каждый элемент имеет смысл, обычно только как часть предложения или фразы, а не как отдельный элемент. В полисинтетическом языке не существует четкого различия между словом и предложением. Например, серия слов, выражающих несколько связанных идей, таких как «Я ищу свою потерянную лошадь», будет объединена таким образом, чтобы сформировать единое слово или единицу. Эдвард Сапир, крупный ученый в области индейских языков, впервые представил следующее, широко известное слово-предложение из языка Южного пайюта: wiitokuchumpunkurüganiyugwivantümü, что означает «они-кто-собираются-сидеть-и-разрезать- -ножом-черную-буйволицу (или буйвола)». Считается, что многочисленные языки индейцев, демонстрирующие полисинтез, первоначально могли быть ответвлениями одного языка-предка.
Существование пола, встречаемое в индоевропейских языках, — нередкое явление и в коренных американских языках. В алгонкинских языках существительные классифицируются как одушевленные и неодушевленные. Падеж имен существительных, как в латинском языке, к примеру, встречается в некоторых языках, но отсутствие падежей, как в английском, — явление более распространенное (по крайней мере, в Мексике). Ряд индейских языков имеет форму множественного числа существительного, которое отличается от единственной формы, но многие другие языки имеют одну и ту же форму для обоих чисел, как, например, в английском существительное sheep.
Языки Северной Америки
Наиболее распространенная классификация индейских языков Северной Мексики (хотя на некоторых из них также говорят в Мексике и Центральной Америке) — та, которую создал Эдвард Сапир в 1929 году. Сапир объединил многочисленные лингвистические группы в шесть крупных не связанных праязыков или семей. Это такие семьи как эскимосско-алеутская, алгонкин-вакашская, на-дене, пенути, хока-сиу и ацтеко-таноанская макросемья.
Алгонкин-вакашские языки
Алгонкин-вакашская языковая семья Северной Америки была одной из самых распространенных языковых семей коренных народов; в исторические времена племена, говорящие на этих языках, селились от побережья до побережья. Сегодня на сохранившихся языках алгонкин-вакашской семьи говорят около 130 000 человек в Канаде и несколько тысяч в районе Великих озер, Монтане, Вайоминге, Оклахоме и Северо-востоке США. Когда-то в алгонкинской группе языков было около 50 различных языков, среди которых алгонкинский язык, язык арапахо, язык племени черноногих, язык племени шайенов, язык кри, делаварский, язык кикапу, меномини, микмак, оджибве (или чиппева), пенобскот, саук-фокс, шони и юрок. Две другие важные ветви алгонкин-вакашской группы салишская и вакашская. Среди племен, говорящих на салишских языках, — нухалк, клаллам, кёр-д’ален, колвилл, нисквалли, оканоган, пен-д’Орей, пуйалуп, салишский или флэтхед, шусвап, cпокан и тилламук. На салишских языках говорят в Британской Колумбии, Вашингтоне, Орегоне, Айдахо и Монтане. Среди племен, говорящих на вакашских языках (используются вдоль тихоокеанского побережья Северо-запада), — нутка, нитинат, мако, квакиутл, белла-белла и китамат. Алгонкин-вакашским языкам присущ полисинтетизм, в них используются различного рода флексии и суффиксы. Префиксы используются в ограниченной степени.
Языки на-дене и пенути
Языки на-дене образуют еще одну лингвистическую семью: куда входят атапаскский, хайда и тлинкит. На языках хайда и тлинкит говорят в некоторых частях Канады и Аляски. В целом, языки на-дене имеют тоны, которые передают смысл и некоторую степень полисинтеза. Глагол больше характеризуется зависимостью от вида и залога, чем от времени.
Языковая группа пенути включает в себя несколько языковых групп, таких как, майду, винтун и йокутс, все из которых являются родными для языков Калифорнии. Возможно также, что к этой семье относятся сахаптин, чинук и цимшианские языки Северо-западного Тихоокеанского Побережья, а также другие языки Мексики и части Центральной Америки. Языки пенути схожи с индоевропейскими языками по нескольким параметрам (например, у них есть падежи имени существительного).
Языки хока-сиу
Предполагается, что семья хока-сиу включает в себя ряд лингвистических групп, но классификация некоторых из них по-прежнему оспаривается. Среди групп, которые обычно считаются ветвями хока-сиу, такие группы, как маскогская, включающая такие языки, как чокто, чикасо, крик и семинол, на которых говорят в Оклахоме и Флориде; кэддоанские, куда входят кэддо, уичита, пауни и арикара, обнаруженные в Оклахоме и Северной Дакоте; языки юман, с отдельными языками (такими как кокопа, хавасупай, камия, марикопа, мохаве, явапай и юма) в Аризоне и Калифорнии; Ироке́зские языки, к которым относятся языки сенека, кайюга, онондага, могаукский, онейда, вайандот и тускарора, на которых говорили в Нью-Йорке, Висконсине и Оклахоме, а также язык чероки, обнаруженные в Оклахоме и Северной Каролине; (в штате Висконсин и Небраска), и сиуанские языки, куда входят кэтоба (в Южной Каролине), виннебаго (в Висконсине и Небраске), осейдж (в штате Небраска и Оклахома), дакота и ассинибоин (в штате Миннесота, Северная Дакота, Южная Дакота, Монтана и Небраска) и кроу ( в Монтане). Языки группы хока-сиу также найдены в Мексике и частях Центральной Америки. Языки хока-сиу имеют тенденцию к агглютинативности: когда различные элементы слова, каждый из которых имеет фиксированный смысл и существует независимо, объединяются, образуя одно слово.
Ацтеко-таноанская группа
Двумя основными ветвями ацтеко-таноанской языковой группы являются Юто-ацтекские и таноанские языки, на которых говорят в областях, простирающихся от Северо-запада Соединенных Штатов до Мексики и Центральной Америки. Юто-ацтекские языки подразделяются на языки на́уатль, на которых говорят в Мексике и частях Центральной Америки и шошонские, к которым принадлежат команчи, хопи, пайют, шошонский и ютский. Ютский и пайют можно встретить в штатах Юта, Невада, Калифорния и Аризона; на команчи и шошонском говорят в Вайоминге, Неваде, Юте, Калифорнии и Оклахоме, хопи находится в Аризоне. На таноанских языках ацтеко-таноанской группы говорят в долине Рио-Гранде, Нью-Мексико и Аризоне. Язык зуни (найденный в Нью-Мексико) может относится также к таноанским языкам. Ацтеко-таноанские языки демонстрируют некоторую степень полисинтеза.
Языки Мексики и Центральной Америки
К языкам Мексики и Центральной Америки около 24 раз языковых групп; до сих пор неясно, какие из них можно классифицировать вместе, чтобы уменьшить количество групп. Среди этих групп — юманская — на этих языках говорят в Нижней Калифорнии. Эти языки связаны с другими юманскими языками, на которых говорят в США. В обоих случаях юманская группа попадает в более крупную классификацию языков хока-сиу, которая в Мексике и частях Центральной Америки также включает коавильтекскую, гуайкуранскую и хикакскую группы. Отомианская группа (в настоящее время на этих языках говорят в центральной части Мексики) является частью более крупной семьи макро-ото-манге, куда относятся миштекские и сапотекские языки Мексики. Группа на́уатль, как указано выше, относится к юто-ацтекским языкам, некоторые из которых находятся в Мексике и частях Центральной Америки. Юто-ацтекские в свою очередь относятся к более крупной ацтеко-таноанской группе. Язык на́уатль, или ацтекский, является языком группы на́уатль. Язык майя, который находится в Юкатане и частях Центральной Америки и к которому принадлежит язык майя, входит в большую языковую группу пенути. В группу пенути также входят хуаве, михе-сокские и тотонакские языки, на которых говорят в Мексике и Гватемале. В Мексике и частях Центральной Америки еще около 4 миллионов говорят на современных диалектах древнего языка племени майя, который был официальным языком древней империи майя до испанского завоевания Нового Света. В Центральной Америке также встречаются языки двух южноамериканских групп — карибская и чибчанская.
Языки Южной Америки и Вест-Индии
Было установлено более 100 отдельных языковых групп для Южной Америки, а также на этом континенте и в Вест-Индии было идентифицировано более 1000 отдельных языков. В Вест-Индии было обнаружено две коренные семьи: аравакская и карибская, представители которых также были обнаружены в Южной Америке. Когда больше становится известно о коренных языках Южной Америки, некоторые группы могут оказаться достаточно тесно связанными таким образом, что лингвисты могут объединять их вместе и тем самым уменьшать количество основных групп. Основными языковыми группами Южной Америки и Вест-Индии обычно называют восемь: чибчанская, карибская, ге, кечуанский, аймарская, арауканский, аравакский и тупи-гуарани.
До завоевания европейскими конкистадорами в районах, которые теперь называются Колумбией, Эквадором, Панамой, Коста-Рикой и Никарагуа, был широко распространен чибчанский язык. Этот язык принадлежит к более крупной группе макро-чибчанских языков. Некоторые чибчанский языки все еще можно встретить в Колумбии и Центральной Америке. Карибская и ге семьи входят в состав еще более обширной же-пано-карибской макросемьи. В дозавоевательский период карибские языки играли особую роль в Вест-Индии, Бразилии, Перу, Гвиане, Венесуэле и Колумбии. Сегодня многие из них по-прежнему можно встретить в Северной Америке и на некоторых островах Западной Индии. На Же (ге) языках говорили в Бразилии в до завоевания европейцами. Около 50 из них все еще используются в этой стране. Кечуанский (также называемый кечуа или кичуа), аймарский и арауканский — это языковые семьи, относящиеся к андской ветви андо-экваториальной макросемьи. Сегодня аймарская группа состоит из 14 языков, которые являются родными для примерно 2 миллионов людей в Перу и частях Боливии, где эти языки были также распространены до того, как сюда пришли европейцы. Ряд языков, самый важный из которых — мапуче, составляют арауканскую семью, которая широко распространена в Чили и Аргентине.
Семьи аравакская и тупи-гуарани относятся к экваториальной ветви андо-Экваториальной макросемьи. Аравакская считается самой обширной южно-американской языковой группой. В доевропейский период (до 1500 года) на аравакских языках говорили в Вест-Индии и Бразилии, а также вдоль восточной стороны Анд. Некоторые аравакские языки вымерли, особенно в Вест-Индии, но другие до сих пор существуют в Южной Америке, особенно в Венесуэле, Колумбии, Бразилии, Гвиане, Перу, Парагвае и Боливии. Семья языков тупи-гуарани находится рядом с ареалом распространения аравакских языков. Ареал распространения тупианских языков находится от побережья востока Бразилии вдоль реки Амазонки до Анд. Гуаранские языки распространены в Парагвае, Бразилии, Аргентине и Боливии. Сохранилось около 120 языков тупи-гуарани. Два доминирующих языка этой большой семьи являются тупи и гуарани. Тупи служит в качестве лингва-франка для коренного населения Бразилии. Гуарани является официальным наряду с испанским языком в Парагвае, и на нем говорят около 4 миллионов человек в Парагвае и Бразилии. Лингвистическое разнообразие Южной Америки велико. Есть много других семей и сотни дополнительных языков, которые еще предстоит исследовать и классифицировать.
Письменные языки и языки знаков
У коренных американских языков нет письменной литературы в привычном нам смысле, однако есть народная литература. Письменное общение среди индейцев в дозавоевательский период было лишь у майя и ацтеков. Обе культуры использовали иероглифическую форму письма для передачи своих мыслей. Известно около 800 иероглифов, или символов майя, и в последние годы был достигнут значительный прогресс в их расшифровке. Немногие тексты майя сохранились, самыми многочисленными являются надписи на зданиях.
Инки Перу для общения использовали систему узловых шнурков, веревок или струн. Так называемая кипу, считается формой письма. Цвет и форма веревочных сплетений были ключом к значению. Например, зеленые веревки означали зерно, а красные — солдат. Один узел означал количество 10; два узла — 20; двойной узел — 100. Вышитые бисером поясные ремни индейцев Северо-Восточной Америки часто содержали пиктографические символы для общения.
Другим средством нелингвистического общения у многих коренных североамериканцев был язык жестов, состоящий из жестов рук. Одним из преимуществ языка жестов было то, что он делал возможным общение между американскими аборигенами, говорящими на разных языках. Кроме того, некоторые индейцы для передачи информации использовали сигналы дыма, но дым служил для передачи лишь простых сообщений, таких как «враги территории» или какое-то ранее согласованное сообщение.
Влияние и существование
Индейские языки служат источником многочисленных заимствований в Западном полушарии, особенно в США, где названия многих штатов заимствованы из языков коренного населения. Европейские языки, являющиеся сегодня официальными в странах Нового Света, такие как английский, испанский и португальский, заимствовали ряд слов из индейских языков. Например, английский язык (а через него и русский) обогатился такими словами, как мокасин, муклук, скунс, томагавк, тотем, и вампум, заимствованными из языков коренных народов Северной Америки; шоколад, койот, и томат из местных мексиканских языков; барбекю, каннибал, ураган из языков индейцев Вест-Индии; и кока, кондор, гуана, ягуар, лама, марака, пампа, пума, хинин, тапиока, и викунья из местных языков Южной Америки. Некоторые индейские языки, в том числе навахо, апачи чероки использовались в армии США для шифровки военных сообщений. Многие солдаты из племени навахо в вооруженных силах США во время Второй мировой войны служили в качестве передатчиков жизненно важных сообщений на своем родном языке.
Перспективы будущего индейских языков не радуют: большинство из них, вероятно, вымрут. В настоящее время на смену языкам коренного населения Западного полушария постепенно приходят индоевропейские языки — английский, испанский, португальский, французский и голландский. Исследование индейских языков вносит большой вклад в языкознание в целом, поскольку эти языки обладают рядом уникальных лингвистических особенностей. Некоторые группы местных американских исследователей в США работают над возрождением языков своих народов в результате усиления этнического сознания и чувства культурной самобытности. К концу 20-го века возросло число учебных заведений, где уроки ведутся на местных языках, развиваются языковые лагеря и языковые курсы на местных языках.
Библиография
See E. Sapir in Selected Writings in Language, Culture, and Personality, ed. by D. G. Mandelbaum (1949); J. A. Mason in Handbook of South American Indians, ed. by J. H. Stewart (Vol. 6, 1950); F. Boas, Handbook of American Indian Languages (1911–38, repr. 1969); J. Sawyer, ed., Studies in American Indian Languages(1971); E. Matteson et al., Comparative Studies in Amerindian Languages (1972); L. and M. Campbell, The Languages of Native America (1979); J. Greenberg, Language in the Americas (1987).