Тибетцы

Продолжающаяся война Китая против тибетского народа и его культуры редко предполагает прямое применение военной силы. Тем не менее это война.

Китай, в течение многих лет, начиная с 1950-х годов, когда он захватил изолированную гористую страну, стремился переделать Тибет — переделать Тибет по образу Китая.

Правительство Китая называет Тибет автономной областью. Все же его люди и правительство не имеют автономии. Помимо подавления буддийской религии, особой целью попытки китайцев насильственно ассимилировать тибетцев был их язык.

Теперь Китай запрещает использование тибетского языка для обучения в начальных школах. Организация Хьюман Райтс Вотч (Human Rights Watch) заявила, что эти действия являются нарушением собственной конституции Китая, которая защищает права языков меньшинств. Хьюман Райтс Вотч — неправительственная всемирная организация, которая занимается изучением и защитой прав человека. Такие выводы поддержаны Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам.

Поразительный пример туманных речей со стороны Китая: были введены обязательные двуязычные ясли и детские сады. Помогать детям стать двуязычными — вроде бы отличная идея.

Однако это уловка: обучение начинается с 3 лет. Тибетские дети погружаются исключительно в китайский язык. Все обучение на китайском языке.

Более того, китайское правительство комплектует тибетские школы учителями из других районов страны, которые не говорят по-тибетски, что затрудняет учащимся желание говорить на их родном языке в школе. Дети привыкают разговаривать со своими одноклассниками на китайском, а не на тибетском языке. Медленное исчезновение языка неизбежно.

И если тибетец осмелится отстаивать свой язык, это может быть чревато тюрьмой. В 2018 году тибетец был приговорен к пяти годам тюрьмы за разжигание сепаратизма.

С таким давлением трудно поддерживать языковую преемственность в семье. Стоит упомянуть, что эта ситуация очень отличается от той, когда человек, эмигрирует в Китай или Соединенные Штаты, где со временем он может потерять свой язык, становясь частью более широкой культуры. Тибетцы находятся на своей собственной земле, завоеванной десятки лет назад. Они никуда не переезжали; у них не было другого выбора, кроме как стать псевдоавтономной областью Китая.

Это неправильная политика. Эта политика противоречит тому, что мы знаем об обществе. Страны, штаты и города, как правило, процветают благодаря разнообразию.

Китай должен позволить тибетскому народу сохранить свой язык и культуру.

Источник: https://www.toledoblade.com/opinion/editorials/2020/04/23/killing-a-language-tibet-china/stories/20200423021