Национализация в сердце Европы 

В связи с тем, что судебные и образовательные реформы в странах, считающихся непокорными в Европейском союзе, занимают центральное место, затронутые меньшинства часто остаются незамеченными.

Недавние реформы в Венгрии и Польше, касающиеся структуры и учебных планов их систем образования, оказались под международным микроскопом в качестве примеров усилий по воспитанию более «патриотического» поколения граждан. Хотя эту политику можно рассматривать как чрезмерно националистическую, она осуществляется в обществах, где численность этнических меньшинств по сравнению с другими странами региона довольно мала.

В Польше более 97 процентов населения считают себя представителями польской национальности. Венгрия, наряду с Чехией, считается в значительной степени этнически однородной. Принимая во внимание отсутствие в этих обществах значительных этнических меньшинств, усилия по «национализации» часто были сосредоточены на интеграции малых этнических групп в нацию большинства (сохранение их идентичности, а не ассимиляции этих меньшинств).

В других странах Центральной и Восточной Европы этнические меньшинства значительно больше. Румыния, Сербия и Словакия имеют этнические меньшинства, которые составляют от 80 до 90 процентов этих обществ. В других частях региона, в таких странах, как Латвия, Эстония и Украина, этническое большинство составляет менее 80 процентов общества.

Этнический состав этих обществ может быть даже более многослойным, чем это показано официальной статистикой, что связано с историческим развитием региона, а самоидентификация, используемая в национальной переписи, может быть проблематичной. В таких обществах с крупными этническими меньшинствами национализм может подпитывать существующее этническое разделение.

Агрессивная политика

После падения коммунизма несколько ученых предупредили, что национальные государства, сформированные на руинах советской империи, будут проводить агрессивную политику национализации, чтобы усилить чувство принадлежности к нации. Еще в 1988 году Збигнев Бжезинский писал, что «растущее чувство национальной самобытности (…) вскоре сделает существующий советский блок ареной для самых острых национальных конфликтов в мире».

Збигнев Бжезинский

Страны, готовые вступить на путь в Европейский Союз, в основном сосредоточились на соблюдении условий, установленных ЕС, для вступления в клуб. 

Оглядываясь назад, мы видим, что подробные положения о защите этнических меньшинств, как известно, отсутствовали в условиях, которые эти страны должны были выполнить. За последние три десятилетия был достигнут незначительный прогресс в плане защиты культурного наследия общин автохтонных этнических меньшинств в Центральной Европе.

Согласно исследованию Ласло Марача (László Marácz), который заостряет внимание на положении венгерских меньшинств в Карпатском бассейне, вопрос о правах меньшинств зависит от нескольких факторов: размера меньшинства, наличия взаимного меньшинства сопоставимого размера на венгерской стороне, и структурные отношения между Венгрией и принимающей страной венгерского меньшинства.

Марач описывает словацкую, румынскую и украинскую языковую политику как «националистическую», потому что эта политика «характеризуется неравенством, таким как иерархия, подчинение, асимметрия, дополнительные положения, аномалии, дискриминация или языковые законы, ограничивающие использование языков меньшинств или продвигающие использование официального языка, дискриминирующего венгерский язык, в официальном и публичном доступе».

Эти положения в первую очередь направлены на продвижение официального государственного языка, что возвращает ситуацию к практике, популярной в 19 веке.

Несоблюдение пропорциональности

Как в Румынии, так и в Словакии, сильный акцент делается на наличии официальных документов на государственном языке. Как указала Венецианская комиссия в 2010 году в своем заключении  о законе о словацком языке, эти положения могут служить «законной цели». Однако принцип пропорциональности не всегда соблюдается. В то время как на государственном уровне законодательство в регионе демонстрирует признаки всеобъемлемости, реализация этой политики часто бывает не идеальной. Так обстоит дело в Словакии, где  эфирное время общественного телевидения официально распределено среди меньшинств страны пропорционально их численности в общей численности населения в соответствии с законом 2016 года. Однако, по данным Партии венгерской коалиции (MKP), в 2018 году только 0,6% словацкого общественного телевидения было на венгерском языке, что составляет небольшую долю от доли венгров в стране (8,5%). По данным Партии венгерской коалиции, другие этнические меньшинства также недостаточно представлены в государственных СМИ.

Учитывая сложную этническую структуру региона, политика в области образования и языка также может привести к непредсказуемым последствиям, таким как законы об украинском языке и образовании, которые призваны стимулировать укрепление украинской идентичности (в основном в русскоязычных общинах), которые привели к блокированию переговоров страны с НАТО со стороны Венгрии.

Поскольку в Западной Украине проживает приблизительно 150 000 венгров, то венгерское правительство заявило, что оно заблокирует любые переговоры Украины с НАТО, пока они не восстановят свои права, ограниченные недавними законами об образовании и языке.

Политические достижения

Исторически «традиционные» дипломатические усилия также использовались для оказания помощи этническим меньшинствам; однако эти усилия не всегда приводили к цели. Эта неудача отчасти может быть связана с искренним желанием помочь со стороны родины. Всякий раз, когда страны обращаются за помощью к своей диаспоре, неизбежно возникают вопросы о политических выгодах со стороны отечественных политиков.  Линкольн Пигман (Lincoln Pigman) в своем анализе российской внешней политики показал, что сообщества русской диаспоры рассматриваются как «ценные активы».

Виктор Орбан

Виктор Орбан

Тамас Кисс (Tamás Kiss), исследователь Румынского института изучения национальных меньшинств, рассказал Balkan Insight, что видит в венгерском государстве финансируемый «этнический параллелизм». Виктора Орбана часто критиковали за «привлечение избирателей за границей». Эта точка зрения основывается на предположении, что основной целью правительства Орбана является мотивация партийной политики: с ее помощью пытаются завоевать голоса венгров, которые имеют двойное гражданство и живут за пределами Венгрии. Принимая во внимание, что внутренняя политика гетерогенных наций с крупными этническими меньшинствами может рассматривать разжигание националистических настроений как простой способ завоевать поддержку, «официальная» поддержка, оказываемая этническим меньшинствам, имеет серьезные ограничения.

Обходя ограничения на уровне государства

В качестве альтернативы национальной политике гражданские инициативы показывают способ обойти ограничения, накладываемые на государственную помощь этническим меньшинствам за пределами страны. Федералистский союз европейских национальных меньшинств (FUEN), крупнейшая головная организация автохтонных национальных меньшинств, национальностей и языковых групп Европы, в 2018 году запустила свою инициативу, так называемый SafePack, для меньшинств. Европейская гражданская инициатива (ECI), выступающая за защиту и продвижение языков и культуры меньшинств, стали пятым успешным проектом ECI, которую поддержали более миллиона европейских граждан в более чем 11 государствах-членах. Федералистский союз европейских национальных меньшинств вместе со своими местными организаторами передал подписи Европейской комиссии.

В феврале 2020 года представители союза обсудили свои предложения с Верой Йоуровой (Věra Jourová), вице-президентом Европейской комиссии по ценностям и прозрачности, и Марией Габриэль (Marija Gabriel), Европейским комиссаром по инновациям, исследованиям, культуре, образованию и делам молодежи.

Президент FUEN Лорант Винче (Loránt Vincze) заявил, что во время встречи он был свидетелем «подлинного интереса» и что, несмотря на текущую неопределенность из-за пандемии коронавируса, они «надеются, что предстоящий период принесет необходимую поддержку и обсуждение, и в конце концов, ЕС примет решение начать законодательную деятельность на основе наших предложений».

Хотя окончательное решение по этой инициативе еще не принято, похоже, что основательный подход вдохновил других на попытки повлиять на политику ЕС в отношении меньшинств. Предложение запущенное Европейской гражданской инициативой  в 2019 году, близко к достижению 230 000 подписей, и оно направлено на обеспечение прямого финансирования из фондов сплочения ЕС регионов «с национальными, этническими, культурными, религиозными или языковыми характеристиками, которые отличаются от таковых в соседних регионах».

Хотя в нынешних условиях представляется маловероятным, что этот проект достигнет своей цели, успех FUEN остается вдохновляющим.

Подобные инициативы могут не только обойти национальную политику, готовую разыграть националистическую карту всякий раз, когда это выгодно, но также могут способствовать развитию гражданских ценностей — базовых основ Европейского Союза.

Однако даже для более строгого регулирования ЕС потребуются национальные, региональные и местные органы власти, чтобы следовать букве закона, что потребует от этнического большинства населения изменения своего взгляда на этнические меньшинства, проживающие в стране. Воспринимать их не как гостей, а как соседей; как сограждан, а не как меньшинство; как часть «нас», а не как «других»; и как конструктивную часть общества, а не как угрозу национальному единству.

Источник: https://visegradinsight.eu/forgotten-minorities-nationalising-policies-hungary/