Тибет

В Китае растут ограничения, связанные с обучением на родном языке

В четверг тибетский активист, борющийся за право на образование на тибетском языке, Таши Вангчук вернулся домой после отбытия пятилетнего срока за так называемое «разжигание сепаратизма». Теперь ему вряд ли разрешат возобновить свою пропагандистскую работу. Более того, китайские власти только что предприняли дополнительные шаги, чтобы подорвать усилия по сохранению образования на родном языке в Китае.

На прошлой неделе Шэнь Чуньяо, глава парламентской комиссии по законодательным вопросам, заявил, что местные нормативные акты, разрешающие школам использовать языки меньшинств в классах, «несовместимы с Конституцией Китая». Это еще один серьезный удар по образованию на родном языке – не говоря уже о языке, разнообразии и культурных правах – в Китае.

В эпоху реформ 1980-х годов меньшинства получили возможность учиться на своем родном языке. Но после прихода к власти президента Си Цзиньпина в 2010-х годах и его видения построения хань-центричной «китайской мечты» его правительство исключило эти языки в школах. В Тибете эта политика, которую власти, образно говоря называют «двуязычным образованием», требует, чтобы школы еще в детских садах все чаще заменяли тибетский на мандаринский диалект китайского языка в качестве средства обучения. Детей учат местному языку только в одном классе. Попытки сообществ меньшинств выразить несогласие, даже просто открыть детский сад для меньшинств с обучением на их языке, привели к тому, что защитники оказались в тюрьме.

Регрессивная языковая политика Си отражает усиление репрессий в районах проживания меньшинств. Это также противоречит обязательствам Китая по международным договорам о правах человека, таким как Конвенция о правах ребенка, которую Китай ратифицировал в 1992 году. Конвенция гарантирует права детей на участие в культурной жизни, включая право использовать и преподавать языки меньшинств.

Заинтересованные правительства и органы Организации Объединенных Наций, в частности Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), должны не только призывать китайские власти отменить политику, враждебную образованию на родном языке. Им также следует настаивать на усилении контроля над ухудшением ситуации с правами человека в Китае путем создания постоянного наблюдателя Организации Объединенных Наций. В противном случае скоро может стать слишком поздно, чтобы поддерживать культуры, находящиеся под угрозой, и сохранять богатое наследие китайского языкового разнообразия.

Источник: https://www.hrw.org/news/2021